Вернуться

Фармакологическая и нефармакологическая тактика ведения детей и подростков с РАС и СДВГ

Целью систематического обзора было оценить фармакологические и нефармакологические методы лечения у детей и подростков с расстройством аутистического спектра и сопутствующим синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности.

Целью систематического обзора было оценить фармакологические и нефармакологические методы лечения у детей и подростков с расстройством аутистического спектра и сопутствующим синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности.

Методы

Поиск рандомизированных контролируемых исследований и пилотных исследований проводился в медицинских базах данных PubMed, Embase и Web of Science с начала их создания и до апреля 2025 года.

Участниками исследования были пациенты в возрасте <18 лет с с установленными диагнозами расстройства аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ). 

Результаты

  • Критериям включения отвечали 32 исследования. 
  • Срдеи лекарственных препаратов назначали метилфенидат, атомоксетин, гуанфацин,, клонидин и типичные антипсихотики. При этом метилфенидат и атомоксетин были лучше всего изучены и демонстрировали положительный эффект в снижении симптомов синдрома дефицита внимания и/или гиперактивности по сравнению с плацебо. 
  • Атомоксетин был эффективен в снижении стереотипного поведения и социальной замкнутости. Но при этом был ассоциирован с наибольшей частотой отмены в связи с нежелательными явлениями. 
  • В четырёх исследованиях изучали нефармакологические методы терапии включая использование виртуальной реальности, цифровых платформ, биомедицинских протоколов и обучающих анимационных программ. Такой подход был ассоциировано с улучшением распознания эмоций, лучшей регуляцией поведения, улучшением внимания и социального функционирования. 

Заключение

Среди детей и подростков с сопутствующими расстройством аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности метилфенидат и атомоксетин демонстрируют относительную безопасность и эффективность. Нефармакологические методы, включая виртуальную реальность, обучающие анимационные программы, также демонстрируют свою эффективность но количество исследований на этот счёт ограничено.

Источник: De Domenico C, Alito A, Leonardi G, et al. Children and Adolescents with Co-Occurring Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review of Multimodal Interventions. J Clin Med. 2025;14(11):4000. Published 2025 Jun 5. doi:10.3390/jcm14114000.

Источник: https://internist.ru/publications/detail/farmakologicheskaya-i-nefarmakologicheskaya-taktika-vedeniya-detey-i-podrostkov-s-ras-i-sdvg/