Россияне в аптеках чаще покупают растительные препараты в виде настоек
1 неделю назад

В 2020 году объем рынка препаратов на растительной основе составил 44,3 млрд руб. В аптеках было реализовано около 388 млн упаковок. За год аптечный рынок таких средств вырос на 5% в рублях и на 2% в упаковках. В денежном выражении в продаже лидируют растительные препараты в форме таблеток и капсул, в натуральном – настойки.

В 2020 году в аптеках было реализовано около 388 млн упаковок растительных препаратов на сумму 44,3 млрд руб., подсчитали «ФВ» совместно с AlphaRM. Несмотря на то что за последние семь лет рынок неуклонно растет в рублях (+28%) относительно 2014 года, в упаковках продажи сократились за этот период почти на 9%. Скорее всего, это обусловлено подорожанием продукции, так как цена на средства растительного происхождения выросла за эти годы на 40%.

Динамика рынка

В 2019 году объем рынка лекарств с растительными компонентами составлял около 42 млрд руб., в 2020 году этот показатель вырос до 44,3 млрд. Стоит отметить, что растительные препараты присутствуют также в госзакупках. В 2020 году госзаказчики закупили более миллиона упаковок таких средств на сумму 162,6 млн руб. В последние годы закупки стремительно сокращаются. С 2014 года падение составило 53% в рублях и 68% в упаковках. Средняя стоимость в госсегменте также увеличилась ­– на 46% относительно 2014 года.

Источник: AlphaRM

Источник: AlphaRM

Структура рынка

В 2020 году на аптечном рынке обращалось примерно 332 бренда лекарств растительного происхождения, относительно 2014 года их количество незначительно увеличилось. В госсегменте же, напротив, сократилось: до 240 с 277 торговых марок, представленных семью годами ранее.

Источник: AlphaRM

Почти половина всех средств с растительными компонентами на рынке в стоимостном выражении продаются в виде таблеток (включая пастилки) и капсул. Также покупатели часто приобретают препараты в жидкой форме – их доля 14%. В натуральном выражении твердая лекарственная форма занимает 28,7% рынка, а чаще всего покупатели приобретают лекарства в виде настойки — 29,6%. В 2020 году самой востребованной была настойка пустырника, продажи составили почти 29 млн упаковок. На втором месте с результатом 22,4 млн упаковок — настойка валерианы, на третьем – боярышник с почти 19 млн упаковок.

Источник: AlphaRM

Дешевое сырье

Среди форм выпуска самой дорогостоящей традиционно остается твердая лекарственная форма: таблетки, капсулы, пастилки. Их средневзвешенная стоимость составляет 194 руб. за упаковку. Самой бюджетной на сегодняшний день оказалась настойка на растительной основе – 28 руб. Стоит отметить, что препараты в этой форме в 2014 году стоили всего 15 руб. За эти годы цена на настойки выросла в среднем на 78%. Растительное сырье (трава, корни и т.д.) также подорожало — с 55 руб. за упаковку в 2014 году до 78 руб. в ушедшем. Самым популярным сырьем на аптечных полках по праву можно считать «Ромашки цветки». Эта марка вошла в ТОР10 брендов и заняла пятое место. На рынке насчитывается около 20 производителей растительного сырья, и большинство из них в портфеле имеют более 50 различных наименований марок, которые имеют статус лекарственного средства в ГРЛС.

Производители растительного сырья на отраслевых конференциях иногда сетуют, что конкуренцию лекарствам в виде растительного сырья составляют различные фиточаи, которые регистрируются как БАД. Однако посетители аптек предпочитают покупать травы, зарегистрированные как лекарства. В 2020 году в фармрознице таких препаратов было продано на 6,7 млрд руб., это почти в четыре раза больше, чем продажи фиточая, которые были на уровне 1,8 млрд руб.

Рейтинги

В первой пятерке брендов изменений по сравнению с 2019 годом нет. Все остались на своих местах. На первых двух строчках расположились марки производства Bionorica: лидер – «Канефрон Н» с приростом продаж в 9% и «Синупрет», показавший небольшое снижение (на 0,3%) относительно 2019 года. На третьем месте бренд «Простамол Уно» (+6%).

ТОР10 брендов препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах

Рейтинг

Бренд

Корпорация

Объем продаж, млрд руб.

Прирост продаж, 2020/2019, %

2020

2019

2019

2020

1

1

Канефрон Н

Bionorica

4,3

4,7

9

2

2

Синупрет

Bionorica

2,5

2,5

-0,3

3

3

Простамол Уно

Berlin-Chemie AG

2,1

2,2

6

4

4

Доктор Мом

Johnson & Johnson

1,6

1,6

-1

5

5

Ромашки цветки

Различные производители

1,4

1,4

-3

6

7

Цистон

Himalaya

1,0

1,1

6

7

9

Хофитол

Mayoly Spindler

0,9

1,1

15

8

10

Танакан

Ipsen

0,8

1,0

22

9

6

Гербион

Krka

1,1

1,0

-5

10

8

Тонзилгон Н

Bionorica

1,0

1,0

-0,3

Источник: AlphaRM

В ТОР10 корпораций лидером остается компания Bionorica – объем продаж в 2020 году 9 млрд руб. В ушедшем году в аптеках было представлено шесть препаратов этой компании. На втором месте рейтинга корпораций – производитель растительного сырья «Красногорсклексредства». Компания выпускает на рынок около 65 продуктов, объем продаж которых в аптеках — более 4 млрд руб.

ТОР10 корпораций/производителей препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах

Рейтинг

Корпорация

Объем продаж, млрд руб.

Прирост продаж, 2020/2019, %

2020

2019

2019

2020

1

1

Bionorica

8,5

9,0

5

2

2

Красногорсклексредства

4,0

4,2

7

3

3

Berlin-Chemie AG

2,6

2,6

3

4

7

Вифитех

1,3

1,6

24

5

4

Johnson & Johnson

1,6

1,6

-1

6

8

Гиппократ

1,2

1,5

24

7

6

Himalaya

1,3

1,5

12

8

5

Krka

1,4

1,3

-7

9

9

Sanofi

1,0

1,1

7

10

11

Mayoly Spindler

0,9

1,1

15

Источник: AlphaRM

На первом месте по популярности среди терапевтических групп стоит группа отхаркивающих препаратов. В эту группу входят более 30 брендов с разными формами выпуска: таблетки и пастилки от кашля, сиропы, фиточай и т.д. Далее идут препараты для лечения урологических заболеваний, незначительно уступающие лидирующей группе по продажам. В ТОР5 EphMRA-групп также входят снотворные и седативные средства, препараты для лечения заболеваний предстательной железы и прочие терапевтические средства.

ТОР5 EphMRA-групп 3-го уровня препаратов растительного происхождения в аптечном сегменте в 2019—2020 годах

Рейтинг

EphMRA-группа

Объем продаж, млрд руб.

Прирост продаж, 2020/2019, %

2019

2020

1

R5C — отхаркивающие препараты

6,8

6,5

-4

2

G4X — другие препараты для лечения урологических заболеваний

5,8

6,5

12

3

V3X — прочие терапевтические средства

3,4

3,9

15

4

N5B — снотворные и седативные препараты

3,1

3,6

16

5

G4C — препараты для лечения доброкачественной гипертрофии предстательной железы

2,5

2,6

3

Источник: AlphaRM

Источник: PharmVestnik
Назад
Нет комментариев
Добавить комментарий
Последние новости
7 часов назад
Выручка сельских аптек выросла в первом квартале 2021 года
10 часов назад
Выручка сельских аптеках выросла в первом квартале 2021 года
2 дня назад
«Ригла» подключилась к услугам ГК «Сантэнс»
3 дня назад
ВОЗ одобрила экстренное применение китайской вакцины от коронавируса Sinopharm
3 дня назад
ВОЗ одобрила экстренное применение китайской вакцины от коронавируса Sinovac
3 дня назад
Pfizer и BioNTech подали заявку на полное одобрение вакцины в FDA
3 дня назад
Врачи считают вебинары оптимальными по удобству и частоте проведения каналами продвижения
3 дня назад
Доходы Regeneron в I квартале выросли на 38%
3 дня назад
«Пульс» поздравляет с Днем Победы
3 дня назад
Германия выступила против отказа от патентов на вакцины
3 дня назад
Правительство распространило механизм товарных интервенций на лекарства
3 дня назад
Минздрав исключил гидроксихлорохин из новой схемы лечения COVID-19
Смотреть еще
Загрузка...