Вернуться

Если «разбора полетов» не избежать...

Конфликт — это всегда «испорченный телефон». Неверные сведения, мысли и предположения копятся, в результате образуя снежный ком непонимания. Поэтому лучшая его профилактика — открытость и вовремя заданные вопросы. Но если время профилактики упущено и ссора в стадии развития, важно уловить, что именно явилось ее провокацией. Особенно, если ссора разыгралась с шефом.

Конфликт — это всегда «испорченный телефон». Неверные сведения, мысли и предположения копятся, в результате образуя снежный ком непонимания. Поэтому лучшая его профилактика — открытость и вовремя заданные вопросы. Но если время профилактики упущено и ссора в стадии развития, важно уловить, что именно явилось ее провокацией. Особенно, если ссора разыгралась с шефом.

«Нападающий». Такой тип шефа часто бывает на взводе, однако нападает он далеко не на каждого. В таком случае стоит понаблюдать, кто является его «любимой мишенью»? Существуют хорошие способы снижения эмоционального напряжения в диалоге — их тоже не мешает освоить. Они построены на подчеркивании общей цели («Петр Васильевич, мы все стремимся закончить эту работу, поэтому прошу вас пояснить мне эти моменты...») и значимости начальника («Знаю, вы в этом лучше разбираетесь...»).

«Контролер». Он не любит ждать и жаждет действия от других. Когда видит малейшее препятствие на пути к цели, становится недовольным, грубо и открыто выражает свои чувства, не особенно размышляя о последствиях. Поэтому с ним лучше строить диалог, «забегая вперед паровоза»: «Уверен, что вы разглядите все недостатки в моей работе — об этом и прошу. Но когда я все исправлю, проект принесет нам хорошую прибыль». Когда начальник высказал все, что думает, стоит «забежать вперед» еще раз: «Скажите, что я должен сделать, чтобы вы остались довольны результатом? Я готов много работать, но у меня пока нет вашего опыта...».

«Бюрократ». Его раздражают проявления самодеятельности даже в творческом проекте: он и здесь придумает правила и все разложит по полкам. С ним стоит разговаривать исключительно на языке точных данных и трезвого анализа. Фразы типа «смею предположить» или «я думаю» как раз и станут главной причиной конфликта. Успокоить разгневанного шефа могут только цифры: даже если они не совсем верные — лучше приведите их, попросите время на корректировку («Это только общая информация, завтра обязательно представлю точную»).

«Лидер». Он не воспринимает поражений. Поэтому лучшее, что вы можете сделать в случае провала, проявить спокойствие и уверенность во время разговора. Силу воли он непременно оценит, а за готовность рискнуть и демонстрацию свежей идеи даст новый шанс. Поэтому следует спокойно признать перед ним свое полное поражение и тут же предложить выход из ситуации. Если выход будет достойным — вам все простят и отпустят с наградой.

Что поможет при общении с любым из типажей? Во-первых, психотренинг у специалиста, если вы не в состоянии сдержать эмоции, когда вас критикуют. Во-вторых, умение адекватно оценивать свои возможности и вовремя озвучивать их. В-третьих, чаще апеллируйте к фактам. В-четвертых, попросите взять паузу, если обстановка накаляется. В-пятых, не бойтесь увольняться, если «не сошлись характерами» с шефом.

Источник: https://pharmvestnik.ru/publs/farmvizor/obrazovanie-i-karjera/esli-razbora-poletov-ne-izbezhatj.html